Главные события в истории
Меню
Главная
Вторая мировая война
Древний мир
Средние века
Новая история
Новейшая история
Литература

Реклама
Ирак
Страница 5

16 июля 1970 г. была принята новая временная конституция, ко­торая провозглашала Ирак «народной демократической республи­кой». Высшим органом государственной власти становился Совет революционного командования (СРК). Исполнительной властью наделялся Совет министров. Председателем СРК и президентом республики стал А.Х. аль-Бакр. В ноябре 1971 г. был обнародован проект Хартии национальных действий, где в качестве первоочередной выдвигалась задача сотрудничества всех политических партий и групп Ирака. Крупным событием стало принятие прави­тельством в 1972 г. решения о национализации собственности «Ирак петролеум компании. Национализация всех нефтяных ре­сурсов в стране была завершена к концу 1975 г. Нефтяные богат­ства страны перешли в руки государства, тем самым был нанесен серьезный удар по позициям иностранного капитала в Ираке. В ап­реле 1972 г. иракское правительство пошло на подписание Догово­ра о дружбе и сотрудничестве с СССР.

В эти же годы определенные изменения наметились в экономи­ке страны: начал неуклонно возрастать удельный вес государствен­ного сектора. Одновременно предприятиям госсектора были пре­доставлены льготы, в том числе при получении лицензий, кредитов, выделении средств из госбюджета.

Повысилось внимание к развитию индустриальной базы страны в целом. Капиталовложения в промышленность как в абсолютном, так и в относительном выражении значительно возросли. Так, если по пятилетнему плану развития на 1965—1969 гг. на развитие про­мышленности направилось 187,2 млн динаров, или около 31% всех капиталовложений, то но пятилетнему плану на 1970—1974 гг. — уже более 500 млн динаров, или 35%. При этом обеспечивался еже­годный прирост промышленной продукции на 12%.

В мае 1970 г. был принят новый закон об аграрной реформе. По сравнению с законом 1958 г. он существенно понизил максимум землевладения, который был дифференцирован в зависимости от типа почвы, вида сельскохозяйственной продукции, способа орошения и т. д. Максимум земель, оставляемых крупным земле­владельцам был уменьшен более чем в 2 раза. Закон освобождал крестьян от уплаты выкупа и ликвидировал компенсации феода­лам. Значительно ускорилось распределение участков в бессроч­ное и бесплатное пользование среди безземельных и малоземель­ных крестьян. Только за два года после принятия нового закона было распределено более 3,8 млн дунамов — значительно больше, чем за все предыдущее десятилетие. Всего к июлю 1972 г. было распределено 6,8 млн дунамов помещичьих земель среди 125,7 кре­стьянских семей. Еще около 240 тыс. семей стали гарантирован­ными арендаторами государственных земель. В целом около половины всех крестьянских семей получили землю на правах собственности или гарантированной крестьянской аренды. Та­ким образом, было значительно ограничено экономическое и политическое влияние феодалов в деревне.

Преобразования в экономике сопровождались важными соци­альными мерами. Главные среди них — принятие закона о труде в 1970 г. и закона о социальном и пенсионном обеспечении в 1971 г. Оба закона! способствовали повышению жизненного уровня и улуч­шению условий труда.

Руководство ПАСВ призвало к сотрудничеству все политичес­кие партии и общественные организации в целях достижения в стра­не стабильности и обеспечения демократических преобразований. Правительство обещало урегулировать мирным путем курдскую про­блему, восстановить гражданские права национальных меньшинств и легализовать деятельность политических партий. Наиболее серь­езным политическим оппонентом баасистов оказалась компартия. Но к этому времени ИКП раскололась на две части: Центральное ко­мандование во главе с Азизом аль-Ходжем и просоветский Централь­ный комитет во главе с Азизом Мухаммедом. В 1968 г. баасисты пред­ложили обеим фракциям ИКП войти в правительственный кабинет. Центральное командование отклонило это предложение. Целтраль-ный комитет (ЦК) склонился к компромиссному союзу и признал руководящую роль ПАСВ в правительстве, НПФ и армии. Призна­ние политического лидерства ПАСВ означало добровольный отказ коммунистов от притязаний на ведущую роль в политической жиз­ни страны.

Заметного сдвига баасисты добились в курдском вопросе — цен­тральной внутриполитической проблеме, угрожавшей стабилизации государства. Отчасти этому способствовало то, что еще в 1960-х го­дах в политическом движении Иракского Курдистана произошел раскол. В 1964 г. от ДПК откололась мелкобуржуазная национали­стическая группа во главе с Талабани. Эта группа оформилась в са­мостоятельную Революционную партию Курдистана, склонявшу­юся' к сотрудничеству с правительством Ирака. Курдские повстанцы, возглавлявшиеся Мустафой Барзани, продолжали вес­ти войну с иракскими властями. Однако военные отряды курдов были разбиты, Иракский Курдистан перешел под контроль прави­тельственных сил. Мустафа Барзани покинул Ирак. Один из его сыновей, Масуд Барзани, возглавил Демократическую партию Кур­дистана, продолжавшую вооруженную борьбу против баасистского режима. 11 марта 1974 г. в Багдаде был обнародован закон об автономии Иракского Курдистана. Большинство членов и руковод­ства ДПК согласились с предоставленной правительством автоно­мией Иракского Курдистана. В 1975 г. ДПК, принявшая программу сотрудничества с баасистами, была легализована, ее представители назначались губернаторами четырех северных провинций. Пять курдов вошли в правительственный кабинет. В Курдском автоном­ном районе образовались Законодательный и Исполнительный советы. Проведенные выборы показали, что Иракский Курдистан, получив автономию, был умиротворен. Непримиримая оппозиция вынуждена была эмигрировать и за пределами страны продолжала вести борьбу против режима.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме

Заключение
Выводы по теме: развитие сотрудничества между государствами Европейского Союза и другими акторами международных отношений вызвало к жизни целую систему межгосударственных и негосударственных объединений глобального и ...