Между ЕС и Японией в 1991 г. было заключено специальное рамочное соглашение и подписана совместная декларация, регулирующие взаимоотношения в экономическое сфере. Для ЕС важно добиться четкой регулировки инвестиционной экспансии японских фирм в страны Союза.
Экономические отношения между ЕС и Японией начали складываться в последние 30 лет. По объему японский экспорт составляет лишь 4.4%. всего импорта ЕС. Однако дня торговли ЕС с Японией характерен устойчивый дефицит. (2000 г.)34
Япония концентрирует свои экспортные усилия в ряде секторов (оптическая промышленность, электроника, теле- и радиоаппаратура, отчасти автомобилестроение), продукция которых имеет высокую эластичность спроса. Причины наводнения рынков ЕС японскими товарами заключаются в сильных сторонах японской экономики: высокий уровень конкурентоспособности и производительности ввиду жесткой конкуренции на внутреннем рынке; социальная сплоченность и отсутствие рабочих волнений, сосуществование высокоэффективных крупных предприятий и большого числа мелких предприятий, являющихся производителями субпродуктов; преимущества финансовой системы; тесное сотрудничество большого бизнеса, аппарата управления и правительства.
В импорте Японии, напротив, доля промышленных товаров очень низка - 22%; в США и ЕС соответственно - 55 и 44%. Одна из причин этого - бедность сырьевыми ресурсами и вынужденная ориентация экономики на самообеспечение. Другая причина - географическая удаленность Японии от развитых капиталистических стран, затруднявшая развитие горизонтальной интеграции. (2000 г.)35
Под влиянием ЕС и США Япония снизила тарифные барьеры на ряд товаров, однако это снижение реально не затронуло экспортный потенциал ЕС. Попытки разрешить торговый конфликт политизацией отношений и заключением торгового соглашения окончились провалом из-за желания стран ЕС оградить себя от Японии различными двухсторонними соглашениями. По мнению руководителей ЕС, только самоограничение японцев и открытый доступ на японский рынок промышленных товаров могло бы спасти положение.
По мнению автора, изменение сальдо торгового баланса между ЕС и Японией возможно только на постепенной основе. Индустриализация развивающихся стран и рост издержек труда в Японии, вероятно, потребует увеличения степени горизонтального разделения груда и положит конец автаркии Японской экономики. С другой стороны, ЕС увеличит свои экспортные возможности через инвестиции, структурную перестройку и модернизацию экономики. Это потребует дополнительных усилий со стороны ЕС и увеличит необходимость разработки единой торгово-индустриальной политики. Самоограничение Японии имеет смысл только в случае повышения конкурентоспособности европейских товаров; если этого не произойдет, то ЕС потеряет другие рынки, а его собственные потребители получат более дорогие и качественно худшие товары. Наиболее приемлемый путь развития отношений ЕС - Япония состоит в увеличении прямых инвестиций Японии в ЕС и расширении технологического обмена и сотрудничества. Вместе с тем Япония должна так же пойти на некоторые жертвы (увеличение ее помощи развивающимся странам, рост военного бюджета).
Несмотря на предпринятые японским правительством меры по либерализации рынка, дефицит торгового баланса Сообщества в отношении Японии не перестает возрастать: в 1998 г. он достиг 12 млрд. долл. против 11 млрд. в 1997 г. Поэтому для Сообщества становится все более важным изменить эту тенденцию.36