Из всех
великих религий Ислам сделал наибольшее для обеспечения экономической
независимости женщины. Хорошо известно, что в Великобритании до 1882 года,
когда Акт о Собственности Замужних Женщин был принят Парламентом, замужняя
женщина не имела прав обладания собственностью, независимо от мужа. Любая
собственность, которой обладала femme sole (незамужняя женщина), автоматически
переходила в право собственности мужа. Ныне, более века спустя, следы этого все
еще обнаруживаются в определенных актах Британского законодательства, что
иллюстрирует зависимое по отношению к мужу положение замужней женщины.
Экономическая
независимость женщин была с самого начала законодательно установлена Исламом.
Была отмечена обязанность мужа составить с женой экономический брачный договор
пропорционально его материальным средствам. Этим договором обуславливается
приданое жене со стороны мужа (мехр). Если ко времени смерти мужа мехр еще не
выплачен, эта сумма считается долгом, вычитаемым из наследуемого имущества и
должна быть выплачена прежде всех остальных долгов. В добавление к этому, вдова
имеет право на причитающуюся ей по закону часть наследства. Любая
собственность, которую женщина приобретает самостоятельно, будь то часть
полагающего ей наследства, подарок или результат ее деловых качеств,
принадлежит ей независимо от мужа. Она может доверить мужу распоряжение ее собственностью,
однако если она предпочитает распоряжаться или управлять своей собственностью
самостоятельно, муж не имеет права вмешиваться в ее дела.
Замужняя женщина, обладающая своей собственностью, может, и в большинстве
случаев вкладывает часть или всю ее в общее хозяйство супругов, но она вовсе не
обязана поступать так. Ведение общего хозяйства находится в полной
ответственности мужа, даже если жена является в собственных правах экономически
более состоятельной, чем ее муж.
Это хорошо
показывает следующий случай: Святой Пророк однажды при некоторых
обстоятельствах распорядился, чтобы женщины оказывали благотворительность также
и из собственных средств. После этого две женщины, обе по имени Зейнаб, одна из
которых была женой хорошо известного товарища Пророка Абдуллах бин Масууда,
пришли к Святому Пророку и сказали ему, что их досточтимые мужья являются
людьми, стесненными в средствах, тогда как они сами сравнительно более богаты.
Будет ли для них духовной заслугой, спросили они, если они помогут мужьям из
собственных средств? Святой Пророк уверил их, что их трата на помощь мужьям
будет двойной заслугой, так как это будет считаться и благотворительностью, и
милосердностью по отношению к близким. Священный Коран наставляет:
"И
не завидуйте тому, чем Аллах возвысил одних из вас перед другими. Получат
мужчины долю из заслуженного ими, и женщины долю из заслуженного ими. И молите
Аллаха о щедростях Его. Истинно, Аллах ведает все в совершенстве.”
"И
каждому назначили Мы наследников тому, что оставят родители и родственники, (а
также) те, с которыми вы заключили клятвенное соглашение. Итак, дайте им долю
их. Истинно, все видит Аллах".
Рекомендуем к прочтению
Германия и Франция после 1866 г. Североамериканская междоусобная
война и Мексиканское царство. Непогрешимость папы. Италия, Германия и Франция с
1866 по 1870 г
Благодаря войне и ее неожиданным результатам, Германии представилась возможность
осуществить, и сравнительно довольно легко, устройство нового союзного государства.
Следующим с ...
Понятие аттестации кадров
Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется, как мы уже отметили выше, усилением интереса к освоению эффективных процедур оценк ...
Войны на Востоке. (200–168 гг. до н. э.)
Эта громаднейшая война, доведенная после 18-летнего периода борьбы до благополучного
конца, не принесла продолжительного мирного периода, как этого можно было ожидать.
Но если ...