Сразу после этого США продали Египту 18 тыс. т . масла и 6 тыс. т. сыра, с предоставлением льготной ссуды, погашаемой в египетской валюте, – ЕС обвинило США в возобновлении попыток захвата традиционных рынков сбыта Сообщества и ввело налоги на ввоз растительного масла и жиров, а также импортные квоты на корма. Эти меры ударили по американскому экспорту в ЕС, который по этим позициям составлял 4,5 млрд. долл. В октябре 1999 г. ЕС объявило об увеличении на 10% расходов на субсидирование экспорта зерна в Египет (с 62 до 68 долл.) с целью вернуть себе этот рынок сбыта. Ни к чему не привела встреча 9 декабря 1998 г. государственного секретаря США и уполномоченного ЕС по вопросам сельского хозяйства. Противоречия в торговле сельскохозяйственными товарами обостряются.30
Что касается “стальной войны”, то здесь стороны поменялись местами. Уже США, а не ЕС проводят протекционистские мероприятия. Восемь ведущих американских сталелитейных компаний ощущают давление со стороны небольших фирм с высокой производительностью труда, чья доля в производстве возросла с практически нулевого уровня в 1999 г. до 30% в настоящее время.
В то же время США угрожает увеличение импорта стали (и не только из ЕС). Здесь дело в устаревшем оборудовании на американских заводах, которое ведет не
только к более высоким производственным затратам, но и к снижению качества стали. Поэтому сталелитейная промышленность США требует от государства протекционистских мер.
У ЕС также имеется избыток производственных мощностей в этой отрасли. Ряд стран (ФРГ, Италия) провели модернизацию производства в лучшие времена. Другие, во главе с Францией, получают помощь государства. К началу 1998 г. сталелитейная промышленность ЕС в общей сложности получила субсидий на сумму более 80 млрд. зап.-герм. марок. С середины 1998 г. в рамках Сообщества регулируются размеры субсидий и устанавливаются производственные квоты. С 1 января 1999 г. введены системы минимальных цен на прокат и контроль за его импортом из третьих стран.
США обвиняют ЕС в субсидировании своих продаж на американский рынок. Европейцы оправдываются тем, что рост экспорта способствует перестройке их сталелитейной промышленности. Тем не менее стороны договорились вначале о добровольном ограничении на 10% экспорта стали из ЕС в США. Это решение было отвергнуто как недостаточно с Американской федерацией сталелитейной промышленности. В результате длительных переговоров с 1 ноября 1999 до конца 2000 г. ограничена доля продаж ЕС на рынке США на 10 видов обычной стали: с 2,2% по жести до 20,85% по листовой стали. В конце апреля 2000 г. Комитет по внешней торговле США рекомендовал ввести импортные квоты на некоторые виды специальных сталей. В июле 2000 г. были введены 8-10%-ные тарифы с предполагаемым последующим их увеличением на 10% ежегодно в течении четырех лет. Квоты в течение того же четырехлетнего периода предполагается постепенно аннулировать.
В соответствии со ст. 19 ГАТТ было рассмотрено требование ЕС к США о выплате компенсации за ущерб, понесенный европейскими сталелитейными компаниями, в размере 570 млн. долл. Затем ЕС снизило претензии до 400 млн., но американцы согласны были заплатить лишь 4 млн. Не достигнув соглашения, ЕС 15 января 1999 г. ввело ответные меры - повысило тарифы на некоторые химические продукты.
Еще одно разногласие между ЕС и США связано с американской политикой высоких учетных ставок, которая вызывает соответствующий рост учетных ставок в Европе, что препятствует повышению деловой активности. В 1998 г. участники совещания в Вильямсберге обязались стремиться, особенно путем контроля над государственными расходами, к сокращению дефицита бюджетов и учитывать влияние финансовой политики на уровень процентных ставок и темпы роста. Однако в ближайшие годы дефицит государственного бюджета США вряд ли будет ниже, чем в 1998/1999 фин. г. (195 млрд. долл.), и это по-прежнему будет содействовать росту процентных ставок.31
В 90-х годах вопрос об отношениях Восток - Запад не был причиной споров между ЕС и США. Ситуация резко изменилась при президенте Дж. Буше, когда после событий в Афганистане, США без каких-либо консультаций с ЕС ввели экономические санкции против ряда стран Ближнего Востока. С приходом к власти Дж. Буша мнения США и ЕС по этому вопросу все более расходятся.
США приводят следующие доводы против нынешнего положения в торговле с Востоком:
- экспорт промышленных товаров из ЕС, и в первую очередь современной технологии, прямо или косвенно усиливает военную мощь данных стран; с другой стороны, экспорт сельскохозяйственной продукции из США ведет к истощению валютных резервов ряда государств;
- возрастает зависимость экономики Западной Европы от восточных стран, и особенно от экспорта газа из России, что ведет к увеличению политической уязвимости;