Несколько лет тому назад у меня
была возможность рассмотреть в деталях жизнь исламской страны. Первое, что
произвело на меня впечатление, были женщины. Тогда я была
незнакома с правилами хиджаба и мне показалось очень странным и красивым то,
что женщины носили.
На них были длинные платья
темного цвета, из-за которых не было видно ни тела, ни фигуры,
ни настоящей красоты женщин и девушек. На голове были
длинные платки, которые закрывали шею и волосы. В таком одеянии
представительницы женского пола казались таиственными, недосягаемыми и немного
грустными. Тогда, шесть лет назад, мне эта тема показалась очень интересной.
Вот почему я начала свое иследование внутреннего мира мусульманок.
Несколько лет спустя в мире
произошли ужасные вещи, отнявшие жизнь многих тысяч людей. Это
были террористические атентаты в США, в Испании, в
России... Но больше всего меня удивил тот факт, что многие женщины, называвшие
себя шахидками, погибали и уносили с собой жизни ни в чем неповинных людей.
Тогда мне стало интересно, как они думают, как их воспитывали, что им говорили
и как убедили в том, что их смерть принесет добро человечеству. Конечно же, это
мышление было искаженым, но чтобы изучить
его лучше, надо четко разобраться с жизнью и миром мусульманок.
Итак, я начала свою
работу. Мне понадобились долгие годы, чтобы заставить даже своих
подруг-мусульманок рассказать что-то большее о своей религии и жизни. Было
непросто понять их мысшление, нравственность и ценности. У них есть
определенные цели в жизни, хотя на первый взгляд кажется, что девушки буквально
закрыты от общества и не участвуют активно в его развитии.
Как развивались
женщины в Исламе? Что способствовало их воспитанию? Какие семейства они
создают? Как и где они обучаются? Какие у них права? Почему считается, что
мужчина – глава семейства, когда именно женщина воспитывает детей? Какова роль
женщины в экономической сфере жизни исламского государства? И есть ли
она вобще?
Женщину во
все времена эксплуатировали самым унизительным способом.
Она была „девушкой с обложки”, которую забывают через несколько лет, ее
пожирают глазами, пока она разносит еду в самолете, тело используют для
достижения целей. Но что она делает для того, чтобы остаться женщиной, чтобы ее
уважали, относились к ней как к чему-то святому и недостижимому? Она не может
ничего сделать, так как живет в мире, управляемым мужчинами. На женщину
смотрели как на товар. И многие в наши дни спаришавают себя можно ли избежать
такую нелепость? Есть ли на этом свете что-то, что поможет женщине стать такой,
какой она была задумана с самого начала своего создания?
Я вспоминаю здесь слова,
сказанные Гюставом Флоберем1 относительно
влияния Ислама на положение женщины: „Ислам оказал более положительное
воздействие в плане улучшения положения женщины, чем многие наши европейские
законы”. И, чтобы наглядно увидеть влияние Ислама на положение женщины на
Востоке, достаточно рассмотреть условия её жизни в эпоху до Корана.
Взгляните, как жила женщина
прежде ниспослания Корана, и вы увидите, как Священная Книга подняла честь
женщины на высоту.
Сначала вкратце посмотрим на её
жизнь до Ислама, её положение в Исламе.
До эпохи Ислама за женщиной
практически не признавалась никакая социальная роль ни в каком обществе. Она
была лишь товаром, который покупается и продаётся. Если женщина уходила из дома
своего отца, то полностью теряла свою свободу. Она не имела права высказывать
своё мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в случае смерти
своего мужа должна была стать женой кого-либо из его родственников. Ей нельзя
было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она считалась неотъемлемой
частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком уважении к ней не могло быть
и речи.
Мухаммад Ахмад
Муаббар аль-Кахтани2 пишет: „В Персии женщины находились в
полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или
даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”.
Хотя греки были в древности
одним из самых передовых народов, о чём свидетельствуют их памятники культуры,
положение женщины у них было весьма приниженным. Об этом писал выдающийся
исламский проповедник Абу-ль-Аля аль-Маудуди3:
„Женщина не имела в тогдашнем греческом обществе никакого прочного социального
статуса. Согласно греческим мифам, женщина по имени Пандора была источником
всех человеческих бед и несчастий'.
Индуистские обычаи низвели
женщину на один уровень с животными в джунглях. Вдову полагалось сжигать по
смерти мужа вместе с ним. Индусы доходили до того, что
мать оказывалась под опекой собственных сыновей и не имела права на уважение с
их стороны.
Кое-кто говорит: „На Западе женщина
получила права и свободу”. Но вплоть до общей собственности на женщин - Запад в
этом опередил даже первобытные народы. Например, у племени баконго целомудрие
женщины не ставится ни во что. Честь женщины и её авторитет определяются тем,
насколько она желанна и привлекательна, и за какую цену её хотят купить.
На Аравийском полуострове арабы
в период джахилийи также отказывали женщине в правах. Она не могла наследовать
после смерти мужа или отца. Они нередко даже закапывали в землю живыми
новорождённых дочерей, якобы боясь позора и нищеты.
Во время менструации женщина
обязана была оставлять дом и жить несколько дней в отдельной палатке, ибо она в
это время считалась 'мерзкой'.
В Китае женщина принадлежала
отцу, мужу и сыну. Сначала она должна была повиноваться своим отцу и брату, а
после замужества - мужу, а по его смерти - сыну. Это - явное игнорирование её
прав и лишение её свободы. Более того, в Китае родственники девушки подбирали
ей мужа через специального маклера. В Японии существовало бесчеловечное
законодательство, по которому от женщины, вышедшей замуж, требовалось полностью
прекратить связи с родительским домом и не возвращаться в него ни под каким
предлогом, поскольку она рассматривалась как собственность мужа, и не имела
никакого права на самостоятельные действия - совсем как домашнее животное.
В иудейских мифах и сказаниях
женщина предстаёт как источник всех бед и несчастий человечества, причиной всех
возникавших проблем. Это искажало образ женщины, придавая ему зловещий
характер.
Согласно воззрениям древних
арабов, женщина не имела права на наследование, так как не участвовала в боевых
стычках и набегах. Это есть проявление абсолютного эгоизма. И если бы тогдашние
арабы допустили бы её до участия в набегах и в грабеже, то, вполне вероятно,
кто-то из женщин мог оказаться в плену. А это свело бы с ума её хозяина,
который стал бы говорить, что она причинила ему боль и покрыла позором на всю
жизнь. Но если бы они относились к женщине по справедливости и охраняли её достоинство,
то она была бы разумной и послушной, лояльной как мужу и его семье, так и своим
родным, а не существом, принадлежащим безрассудному мужу, для которого она -
всего лишь бесправный товар, с которым можно поступать как угодно, существом,
которое не имеет права возражать мужу или поправлять его, если бы даже он нёс
явную нелепицу.
В целом женщина до Ислама
находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов, была
бесправным существом в руках мужа-эгоиста, который угнетал её, одновременно считая
её причиной всех несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын помыкал
ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа.
Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего
мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и
поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них. Нередко её
уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой. Таков 'гуманизм'
человеческих законов во все эпохи. Сколько ни старались люди исправить законы и
сочинить новые своим разумением, они не могут предоставить женщине её права.
Наоборот, они только узурпируют
их.
Нынешнее же положение женщины на
Западе и в тех странах исламского мира, которые любят подражать всему западному,
не лучше, чем в доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения о том, что женщины
там освободились от оков, на самом деле они попали в ещё более крепкие кандалы.
Женщина вновь стала товаром, в основном для удовлетворения сексуальных
потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё не родившихся детей, чтобы
быть подальше от детских проблем.
Ислам справедливо относится к
женщине, определив её права и обязанности и разработав необходимые нормы
согласно Корану.
Ислам утвердил добрые нравы и
отверг противоречащие им дурные джахилийские обычаи, которые узурпировали права
и попирали достоинства людей.
Религия
вернула женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи всевозможных
унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в доме своего отца, и мы
видим, что ей оказывают честь и достойно в доме мужа. Она имеет возможность
высказывать своё мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи.
Когда же она становится матерью, то превращается в оберегательницу детей и в
источник, бьющий счастьем и любовью.
Ислам повелевает мужчинам не из
числа ближайших родственников отводить от неё свои взоры в знак уважения и
оказания ей чести.
Забота Ислама о женщине доходит
до жалости к ней. Посланник Аллаха, Mухамед, сказал в Прощальной проповеди: „Обходитесь с
женщинами по-доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы
взяли их в жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха”.
4
В исламской истории есть
замечательные примеры из жизни мусульманских женщин, права которых Ислам
гарантировал и обеспечил им достойную жизнь. Честь и почёт, которые были им
оказаны, иногда невозможно описать пером. Абу Дауд5
в своей книге 'Ас-Сунан' ('Предания') рассказал, что Умм Хани, дочь Абу Талиба,
защитила одного мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к
Пророку и рассказала ему об этом. И Пророк сказал: „Мы защищаем того, кого
защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила”.
Слово 'мааруф' (в данном случае
означает 'доброе дело') несколько раз повторяется в Коране в контексте брака и
развода. Ибо женщина - это создание, которое зависит от мужчины, и мужчина
должен заботиться о ней, творить добро для неё и не создавать трудностей.
В этой связи Всевышний Аллах
говорит:
'И когда вы дали развод
жёнам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или
отпускайте их согласно принятому'.
6
А также Всевышний сказал:
'И не препятствуйте им
уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость
очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы чувствуете к ним отвращение,
то, может быть, вам не нравится что-либо, а Аллах устроил в этом великое
благо'.
7
Таких аятов, побуждающих творить
доброе женщинам и беречь их, много. Это показывает заботу Ислама о женщине и
стремление защитить её от угнетения, которому она подвергалась в доисламские
времена.
Ислам - это религия, призывающая
к исправлению общества и семьи. Для женщины он - надёжная крепость и защита от
бед и соблазнов.