Главные события в истории
Меню
Главная
Вторая мировая война
Древний мир
Средние века
Новая история
Новейшая история
Литература

Реклама
Женщина в Исламе

Несколько лет тому назад у меня была возможность рассмотреть в деталях жизнь исламской страны. Первое, что произвело на меня впечатление, были женщины. Тогда я была незнакома с правилами хиджаба и мне показалось очень странным и красивым то, что женщины носили.

На них были длинные платья темного цвета, из-за которых не было видно ни тела, ни фигуры, ни настоящей красоты женщин и девушек. На голове были длинные платки, которые закрывали шею и волосы. В таком одеянии представительницы женского пола казались таиственными, недосягаемыми и немного грустными. Тогда, шесть лет назад, мне эта тема показалась очень интересной. Вот почему я начала свое иследование внутреннего мира мусульманок.

Несколько лет спустя в мире произошли ужасные вещи, отнявшие жизнь многих тысяч людей. Это были террористические атентаты в США, в Испании, в России... Но больше всего меня удивил тот факт, что многие женщины, называвшие себя шахидками, погибали и уносили с собой жизни ни в чем неповинных людей. Тогда мне стало интересно, как они думают, как их воспитывали, что им говорили и как убедили в том, что их смерть принесет добро человечеству. Конечно же, это мышление было искаженым, но чтобы изучить его лучше, надо четко разобраться с жизнью и миром мусульманок.

Итак, я начала свою работу. Мне понадобились долгие годы, чтобы заставить даже своих подруг-мусульманок рассказать что-то большее о своей религии и жизни. Было непросто понять их мысшление, нравственность и ценности. У них есть определенные цели в жизни, хотя на первый взгляд кажется, что девушки буквально закрыты от общества и не участвуют активно в его развитии.

Как развивались женщины в Исламе? Что способствовало их воспитанию? Какие семейства они создают? Как и где они обучаются? Какие у них права? Почему считается, что мужчина – глава семейства, когда именно женщина воспитывает детей? Какова роль женщины в экономической сфере жизни исламского государства? И есть ли она вобще?

Женщину во все времена эксплуатировали самым унизительным способом. Она была „девушкой с обложки”, которую забывают через несколько лет, ее пожирают глазами, пока она разносит еду в самолете, тело используют для достижения целей. Но что она делает для того, чтобы остаться женщиной, чтобы ее уважали, относились к ней как к чему-то святому и недостижимому? Она не может ничего сделать, так как живет в мире, управляемым мужчинами. На женщину смотрели как на товар. И многие в наши дни спаришавают себя можно ли избежать такую нелепость? Есть ли на этом свете что-то, что поможет женщине стать такой, какой она была задумана с самого начала своего создания?

Я вспоминаю здесь слова, сказанные Гюставом Флоберем1 относительно влияния Ислама на положение женщины: „Ислам оказал более положительное воздействие в плане улучшения положения женщины, чем многие наши европейские законы”. И, чтобы наглядно увидеть влияние Ислама на положение женщины на Востоке, достаточно рассмотреть условия её жизни в эпоху до Корана.

Взгляните, как жила женщина прежде ниспослания Корана, и вы увидите, как Священная Книга подняла честь женщины на высоту.

Сначала вкратце посмотрим на её жизнь до Ислама, её положение в Исламе.

До эпохи Ислама за женщиной практически не признавалась никакая социальная роль ни в каком обществе. Она была лишь товаром, который покупается и продаётся. Если женщина уходила из дома своего отца, то полностью теряла свою свободу. Она не имела права высказывать своё мнение ни по какому делу. У некоторых народов женщина в случае смерти своего мужа должна была стать женой кого-либо из его родственников. Ей нельзя было даже возвращаться в дом своих родителей, ибо она считалась неотъемлемой частью семьи своего мужа. Естественно, ни о каком уважении к ней не могло быть и речи.

Мухаммад Ахмад Муаббар аль-Кахтани2 пишет: „В Персии женщины находились в полной власти мужчины, который имел полное право присудить её к смерти или даровать ей жизнь в зависимости от своего настроения”.

Хотя греки были в древности одним из самых передовых народов, о чём свидетельствуют их памятники культуры, положение женщины у них было весьма приниженным. Об этом писал выдающийся исламский проповедник Абу-ль-Аля аль-Маудуди3: „Женщина не имела в тогдашнем греческом обществе никакого прочного социального статуса. Согласно греческим мифам, женщина по имени Пандора была источником всех человеческих бед и несчастий'.

Индуистские обычаи низвели женщину на один уровень с животными в джунглях. Вдову полагалось сжигать по смерти мужа вместе с ним. Индусы доходили до того, что мать оказывалась под опекой собственных сыновей и не имела права на уважение с их стороны.

Кое-кто говорит: „На Западе женщина получила права и свободу”. Но вплоть до общей собственности на женщин - Запад в этом опередил даже первобытные народы. Например, у племени баконго целомудрие женщины не ставится ни во что. Честь женщины и её авторитет определяются тем, насколько она желанна и привлекательна, и за какую цену её хотят купить.

На Аравийском полуострове арабы в период джахилийи также отказывали женщине в правах. Она не могла наследовать после смерти мужа или отца. Они нередко даже закапывали в землю живыми новорождённых дочерей, якобы боясь позора и нищеты.

Во время менструации женщина обязана была оставлять дом и жить несколько дней в отдельной палатке, ибо она в это время считалась 'мерзкой'.

В Китае женщина принадлежала отцу, мужу и сыну. Сначала она должна была повиноваться своим отцу и брату, а после замужества - мужу, а по его смерти - сыну. Это - явное игнорирование её прав и лишение её свободы. Более того, в Китае родственники девушки подбирали ей мужа через специального маклера. В Японии существовало бесчеловечное законодательство, по которому от женщины, вышедшей замуж, требовалось полностью прекратить связи с родительским домом и не возвращаться в него ни под каким предлогом, поскольку она рассматривалась как собственность мужа, и не имела никакого права на самостоятельные действия - совсем как домашнее животное.

В иудейских мифах и сказаниях женщина предстаёт как источник всех бед и несчастий человечества, причиной всех возникавших проблем. Это искажало образ женщины, придавая ему зловещий характер.

Согласно воззрениям древних арабов, женщина не имела права на наследование, так как не участвовала в боевых стычках и набегах. Это есть проявление абсолютного эгоизма. И если бы тогдашние арабы допустили бы её до участия в набегах и в грабеже, то, вполне вероятно, кто-то из женщин мог оказаться в плену. А это свело бы с ума её хозяина, который стал бы говорить, что она причинила ему боль и покрыла позором на всю жизнь. Но если бы они относились к женщине по справедливости и охраняли её достоинство, то она была бы разумной и послушной, лояльной как мужу и его семье, так и своим родным, а не существом, принадлежащим безрассудному мужу, для которого она - всего лишь бесправный товар, с которым можно поступать как угодно, существом, которое не имеет права возражать мужу или поправлять его, если бы даже он нёс явную нелепицу.

В целом женщина до Ислама находилась в достойном сожаления униженном положении у всех народов, была бесправным существом в руках мужа-эгоиста, который угнетал её, одновременно считая её причиной всех несчастий и источником позора. Нередко деспотичный сын помыкал ею и заставлял свою мать беспрекословно ему подчиняться после смерти её мужа. Ей были абсолютно недоступны знания и наука, она не могла высказывать своего мнения ни по какому поводу и не имела права даже навещать своих родных и поддерживать кровные связи с ними, а обязана была забыть и них. Нередко её уделом было сожжение на костре, если она осталась вдовой. Таков 'гуманизм' человеческих законов во все эпохи. Сколько ни старались люди исправить законы и сочинить новые своим разумением, они не могут предоставить женщине её права.

Наоборот, они только узурпируют их.

Нынешнее же положение женщины на Западе и в тех странах исламского мира, которые любят подражать всему западному, не лучше, чем в доисламскую эпоху. Несмотря на утверждения о том, что женщины там освободились от оков, на самом деле они попали в ещё более крепкие кандалы. Женщина вновь стала товаром, в основном для удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины путём аборта убивают своих ещё не родившихся детей, чтобы быть подальше от детских проблем.

Ислам справедливо относится к женщине, определив её права и обязанности и разработав необходимые нормы согласно Корану.

Ислам утвердил добрые нравы и отверг противоречащие им дурные джахилийские обычаи, которые узурпировали права и попирали достоинства людей.

Религия вернула женщине её достоинство и обелил её лицо после эпохи всевозможных унижений. Она стала пользоваться уважением и вниманием в доме своего отца, и мы видим, что ей оказывают честь и достойно в доме мужа. Она имеет возможность высказывать своё мнение, навещать своих родных и поддерживать с ними связи. Когда же она становится матерью, то превращается в оберегательницу детей и в источник, бьющий счастьем и любовью.

Ислам повелевает мужчинам не из числа ближайших родственников отводить от неё свои взоры в знак уважения и оказания ей чести.

Забота Ислама о женщине доходит до жалости к ней. Посланник Аллаха, Mухамед, сказал в Прощальной проповеди: „Обходитесь с женщинами по-доброму, ведь они у вас как заложницы, ничего своего не имеют. Вы взяли их в жёны как дар Аллаха, и они стали доступными вам по слову Аллаха”.

4

В исламской истории есть замечательные примеры из жизни мусульманских женщин, права которых Ислам гарантировал и обеспечил им достойную жизнь. Честь и почёт, которые были им оказаны, иногда невозможно описать пером. Абу Дауд5 в своей книге 'Ас-Сунан' ('Предания') рассказал, что Умм Хани, дочь Абу Талиба, защитила одного мужчину из многобожников в день взятия Мекки. Она пришла к Пророку и рассказала ему об этом. И Пророк сказал: „Мы защищаем того, кого защитила ты, и даём безопасность тому, кого ты обезопасила”.

Слово 'мааруф' (в данном случае означает 'доброе дело') несколько раз повторяется в Коране в контексте брака и развода. Ибо женщина - это создание, которое зависит от мужчины, и мужчина должен заботиться о ней, творить добро для неё и не создавать трудностей.

В этой связи Всевышний Аллах говорит:

'И когда вы дали развод жёнам, и они достигли своего предела, то удерживайте их согласно принятому или отпускайте их согласно принятому'.

6

А также Всевышний сказал:

'И не препятствуйте им уносить часть того, что вы им даровали, разве что они совершат мерзость очевидную. Обходитесь с ними достойно. Если же вы чувствуете к ним отвращение, то, может быть, вам не нравится что-либо, а Аллах устроил в этом великое благо'.

7

Таких аятов, побуждающих творить доброе женщинам и беречь их, много. Это показывает заботу Ислама о женщине и стремление защитить её от угнетения, которому она подвергалась в доисламские времена.

Ислам - это религия, призывающая к исправлению общества и семьи. Для женщины он - надёжная крепость и защита от бед и соблазнов.

      Рекомендуем к прочтению

      ИСТОРИЯ ЭЛЛИНОВ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ ПРИ ПЛАТЕЯХ
      Зевс Отриколийский. Античный мраморный бюст. ...

      Влияние климатического фактора на развитие древних цивилизаций
      Ученные уже давно обратили внимание на то, что все древние цивилизации возникли в особых климатических условиях: их зона охватывала территории с тропическим, субтро ...

      ИТАЛИЯ И ЗАПАД
      Развалины храма Весты в Тиволе. Гравюра с фотографии XIX в. ...