Большая война обрушилась на Элладу, когда жизнь греческого народа во всех его многочисленных городских центрах культуры была в полном расцвете, и все искусства и науки уже успели благополучно преодолеть первые трудности и препятствия. Стоит только припомнить несколько фактов, чтобы в этом осязательнее убедиться и доказать, что афинская демократия довершила начатое тиранией. В 620 г. до н. э. на Самосе был выстроен храм Геры, в том самом году, в котором тиран Феаген Мегарский одарил свой народ водопроводом. В 548 г. до н. э. дотла сгорел Дельфийский храм и на собранные деньги был вновь отстроен, причем изгнанный род Алкмеонидов внес главную долю в складчину, и это было поставлено ему в заслугу. В это время процветала Эгинская школа искусств, по уцелевшим произведениям которой зритель видит, что остается сделать один решительный шаг для достижения верха совершенства. Когда в 500 г. до н. э. рухнули подмостки, на которых происходили представления еще юного драматического театра в Афинах, подмостки были заменены каменным театром.
Общий вид театра Диониса в Афинах.
Реконструкция Г. Релендера.
С 628 г. до н. э. есть сведения о статуях победителей на Олимпийских играх (олимпиоников) и об известных художниках, которые постепенно эти статуи совершенствовали: Агелад Аргосский, Канах Сикионский, Антенор Афинский; последний из них в 509 г. до н. э. изваял статую Гармодия и Аристогитона, убийц Гиппарха. На поприще поэзии — богатая лирика, сменившая эпическую поэзию. Целый ряд выдающихся деятелей виден в VI в. до н. э. К упомянутым нужно добавить элегического поэта Мимнерма, баснописца Эзопа, Стесихора, Ивика, Анакреонта, Симонида, Феогнида, Фокилида, Гиппонакта, Эпихарма. С 511 г. до н. э. на первый план выступают драматические писатели, начиная с Фриниха. И наука быстро пошла вперед в этом плодовитом VI в. до н. э. Из Египта в Элладу был принесен удобный письменный материал папирус, вскоре ставший одной из важных статей торговли. Проза стала вырабатываться, изречения мудрецов, выводы строгого естествознания, с трудом приобретенные теми скудными средствами, какие иногда были в руках ученых, сведения о чужих землях, которые открывались любознательности и торговому духу народа, уже не стали передаваться одной только речью. Культура, которая выражалась в писаных книгах, удобных для чтения, и даже в целых библиотеках, была в полном ходу, и, между тем как философы и писатели продолжали пользоваться связной речью как наиболее удобным способом сообщения и изложения своих мыслей, появилась уже целая литература логографий, прозаических народных и исторических сказаний, и было даже положено основание врачебной науке, для которой многое было сделано гениальным врачом Демокедом. Его жизнь, полная приключений, может служить характерным образцом жизни эллина в этот бурный и многообещающий период.
Он родился в южной Италии, в городе Кротоне, который славился двумя особенностями, не имеющими между собой ничего общего: здесь воспитывались лучшие борцы и гимнасты, и здесь же существовала целая философская школа, применявшая к жизни свои воззрения и стремления. Здешние философы были последователями самосского уроженца Пифагора и способствовали тому, что город Кротон прославился чистотой своих нравов, мудрым управлением и благоустройством. Когда Демокед поссорился со своим отцом, то убежал от него и на Эгине уже занимался врачеванием, где-то ранее научившись врачебному искусству. Вскоре после этого он явился в Афины, но самосский тиран Поликрат переманил его к себе, предложив ему два таланта ежегодного содержания. В свите Поликрата он совершил гибельное путешествие в Магнесию, во время которого этот замечательный правитель был убит коварным персидским сатрапом Оройтом. Вместе с остальными рабами Поликрата Демокед прибыл в Сузы, где быстрое правосудие Дария покарало коварного сатрапа. Случилось однажды, что царь вывихнул себе на охоте ногу, и египетские врачи не только не помогли ему, а еще больше растравили его ногу своими сильными средствами. Придворные встревожились и стали придумывать, как бы помочь делу. Кто-то вспомнил эллина-врача, о котором некогда много говорили в Сардах; его отыскали, связанным привели к царю. Ему удалось вылечить царя, который наградил его двумя золотыми цепями, а вскоре этот врач опять стал ему необходим. У Демокеда всего было вдоволь — он был удостоен высокой чести обедать за одним столом с Дарием, он занимал самое завидное положение в царстве, но он — грек, и для него весь этот блеск не мог заменить блага свободы, непостижимой для персов. Ему удалось так угодить первой из царских жен, Атоссе, дочери Кира, что та выхлопотала ему разрешение или поручение сопровождать персидскую экспедицию, посланную в Грецию для разведок. При его отъезде царь очень выразительно внушил своим персам, чтобы они непременно вернули ему этого дорогого человека, которого он сверх того осыпал милостями. В Таренте ему удалось ускользнуть от своих спутников. Ему посчастливилось достигнуть цели своих пламенных желаний — своего родного Кротона, и когда персы вздумали схватить его там, то им растолковали, что так в эллинском городе не делается. Он окончил свою тревожную жизнь как истый эллин. После того, как он у себя на родине добился почетного положения и женился на дочери знаменитейшего из кротонских атлетов Милона, он был вовлечен в политические распри между аристократией и демократией, это неизбежное зло всех мелких греческих государств, и был убит одним из своих политических противников.
Другое по теме
ПЕРСЫ И ЭЛЛИНЫ
«Львиная могила».
Некрополь хеттского времени ...