Главные события в истории
Меню
Главная
Вторая мировая война
Древний мир
Средние века
Новая история
Новейшая история
Литература

Реклама
Афины в век Перикла
Страница 2

Главный зал Парфенона со статуей Афины работы Фидия.

Реконструкция Г. Редендера.

Религия была в жизни, в нравах, в преданиях… Характерной чертой преподавания было то, что кроме родного языка никому и в голову не приходило изучать иноземные языки или нуждаться в их понимании. Этим преимуществом пользовались только рабы, которые, живя в Греции, научились, кроме своего отечественного, греческому языку. В школах, где сообразно климатическим условиям страны ученье начиналось очень рано, мальчики учились чтению, письму и счету. Гомер, давно ставший книгой из книг, был в школах главным руководством для упражнений и главным образовательным средством; в школе преподавалась и музыка, в виде игры на инструменте, подобном цитре. О методе, о плане ученья, особенно о теоретическом преподавании не было и речи, и для того немногого, что давала школа, нужно было еще находить время среди разнообразных телесных упражнений, которым юноши обучались в трех гимнасиях города, где афинскому юношеству приходилось учиться более, нежели спартанскому на его плацах. Шестнадцатым годом заканчивалось для юноши общее образование, насколько его могла дать школа. Однако же именно во времена Перикла стала сильно высказываться потребность в высшем обучении, и начала развиваться софистика в качестве учебного искусства, в высшем значении этого слова. Военный танец аттических юношей.

Военный танец аттических юношей.

Античный барельеф.

Юности был положен предел в виде первой воинской службы. Юноша, достигший расцвета (эфеб), должен был поступить на службу государства и два года нести ее в гарнизоне одного из укрепленных мест Аттики. Только когда он исполнял эту обязанность, его заносили в лексиархикон (список) его общины и он получал право посещать народное собрание. С той поры, когда он начинал принимать участие в жизни государства, его воспитание считалось вполне законченным. Тут он имел возможность посвятить себя призванию государственного деятеля или избрать иную дорогу: дорога на государственную службу была открыта только тем, кто обладал некоторым достатком, т. к. только с тридцатого года каждому были доступны важнейшие почетные должности в общине. Для этих должностей — для службы присяжными или для работы в совете пятисот рядом с множеством всяких комиссий и специальных служб — было необходимо множество людей. Поскольку у афинян была еще и внешняя политика, также требовавшая деятелей, то при 20 или 30 тысячах полноправных граждан можно предположить, что для большинства афинян домашняя жизнь была немыслима. Ремесла и мелкая промышленность, как и значительная доля крупной промышленности, были в руках иноземных переселенцев или метеков, не обладавших никакими гражданскими правами и заботившихся исключительно о своем заработке. Они платили умеренную пошлину и выбирали из граждан простата или патрона, который был их представителем в суде. Эти метеки не всегда принадлежали к эллинской национальности. Впрочем, полноправное афинское гражданство, хотя и давало в обществе положение привилегированное, не было, однако, недостижимым. Общество, так быстро идущее по пути прогресса, не могло обойтись без того, чтобы не дать льготных прав и иноземцам. Дарование этого права государство ставило в зависимость от согласия афинских граждан, а они — сыновья свободных афинян и свободных уроженок Аттики — составляли, в сущности, аристократию, проникнутую сознанием собственного достоинства не только по отношению к рабам, но и по отношению к союзникам. И деятельность этой аристократии была так необходима и так существенно важна, что гелиастам за исправляемую ими должность давалось умеренное жалование; то же производилось и по отношению к народным собраниям, которые становились все более и более частыми. За исполнение гражданских обязанностей по участию в экклесии платилось самое скромное вознаграждение. Надо, однако, предполагать, что в то время, о котором идет речь, в Аттике еще был велик избыток народных сил, т. к. афиняне все еще продолжали основывать важные колонии в дальних странах (в 443 г. до н. э. Фурии в Италии, в 437 г. до н. э. Амфиполь на Стримоне). При такого рода выселениях вошло в обычай, что выселенцы из Афин отдавали в аренду принадлежавший им участок городской земли, а сумму, получаемую в виде арендной платы, прокучивали в Афинах. Из этого видно, как выгодно было принадлежать к этой аристократической демократии.

Страницы: 1 2 

Другое по теме

Понятие аттестации кадров
Совершенствование систем управления персоналом в компаниях, работающих в России, характеризуется, как мы уже отметили выше, усилением интереса к освоению эффективных процедур оценки и аттестации персонала. В трудовом праве под ат ...