Обнародование догмата о непогрешимости имело значение как бы объявления войны: эту войну новая Германия должна была принять, и она заняла весьма видное место в ряду парламентарных работ и обсуждений, начиная с 1871 года. С клерикальной партией — партией центра, как она себя называла, связаны были все партикуляристические и все враждебные силы империи, как, например, эльзасцы и поляки; и все эти силы нашли себе очень ловкого и ничего не стесняющегося вождя в лице бывшего ганноверского министра, Лудвига Виндгорста; завязавшаяся по этому поводу борьба велась преимущественно на прусской и баварской почве. 5 июля 1872 года император подписал имперский закон, не допускавший деятельности иезуитского ордена в пределах империи, а в 1873 году новый прусский министр вероисповедания, доктор Фальк, представил на рассмотрение рейхстага четыре законопроекта, которые были приняты и 11 мая утверждены императором.
Лудвиг Виндгорст
Доктор Фальк
Эти законопроекты поставили назначение духовных лиц на местах в некоторую зависимость от известного рода подготовки, от посещения местных учебных заведений, от сдачи государственного экзамена по наукам; более того, они обязывали духовные власти представлять список предлагаемых ими кандидатов на должности священников обер-президенту, который в отдельных случаях мог и не допускать некоторых кандидатов на замещение определенных мест; наконец, эти законопроекты требовали учреждения специального коронного суда для рассмотрения церковных вопросов. За этими законами (когда епископы заявили, что они им подчиниться не могут) последовали другие, еще более суровые: так, например, когда папа 5 февраля 1875 года объявил эти майские законы негодными, в ответ на это был издан закон «запретный» (Sperrgesetz), по которому не дозволялось из коронных касс производить какие бы то ни было платежи духовным лицам, не подчиняющимся вышеупомянутым законам; а позднее — даже и отмена тех пунктов прусской конституции, которые давали право римско-католической Церкви, наравне с евангелической, самостоятельно распоряжаться «своими делами». В то же время запрещены были на прусской территории всякие ордена и конгрегации. В 1877 году прусские епископские кафедры, отчасти вследствие смещения епископов, отчасти вследствие их кончины, ограничивались уже только четырьмя.